Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. /2024/

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. /2024/

IMG_1308.jpg

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста и совершает торжественное празднование Похвалы Пресвятой Богородицы, воспевая Ей: «Радуйся, Невесто Неневестная!»

В канун праздника Похвалы Божией Матери, или Субботы Акафиста, в Сезеновском монастыре была совершена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

Служба этого дня проходит торжественно: на каждое из четырех чтений акафиста открываются царские врата и духовенство выходит из алтаря под пение кондака «Взбранной Воеводе победительная».

Всемилостивый Господь даровал нам непостыдное упование и непреложное ходатайство к Нему – Свою Пречистую Матерь. Она по воле Своего Божественного Сына усыновила в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова все человечество. Всемогущий Господь внимает молитвам Богородицы и преклоняется на Ее прошения, даже когда Она просит милости и снисхождения погибающим в своих беззакониях.

 "Мы молимся Всеблагой и Всенепорочной Матери Божией, и Она молится о нас. Мы прославляем Ее – Высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «Радуйся», – и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный, дай им вечную радость за приветствие Меня радостью», -  писал праведный Иоанн Кронштадский.

И Ей, Царице Небесной, мы поем акафист, чтобы Она нас укрепила, наставила, вразумила... С благодарностью за все благодеяния Пречистой Девы, ведомые и неведомые нам, мы воспеваем: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуия».

Историческое содержание.

Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.

При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).

Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.

Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».


"Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря вражды и злобы восстанет в доме вашем. Она удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от Единого Бога происходят, как от своего Источника, а Владычица – в Боге едино с Богом и, как Матерь Христа-Мира, ревнует и молится о мире всего мира, паче же – всех христиан", - побуждает нас к усердному молению святой Иоанн Кронштадский.


Пресвятая Богородица, спаси нас!


Возврат к списку

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.rf@gmail.com


История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Читать далее